Суббота, 18.05.2024, 14:58
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ ДОД "Удомельская детская школа искусств"

Блог

Главная » 2012 » Июнь » 26 » Кологреева Н.Я. "Воспитание восприятия полифонии у детей и не только об этом"
15:46
Кологреева Н.Я. "Воспитание восприятия полифонии у детей и не только об этом"

План: Методика игры на нашем инструменте появилась и с тех пор не менялась в 29-м году и ориентирована на одарённых детей: исполнение на сцене – главный показатель работы педагога, (прито) а то, что любая методика, любой школы (музыкальной, общеобразовательной, спортивной, художественной и т.д.) направлена на становление личности, индивидуальности (а каждый ребёнок – «планета!») т.е. воспитание – отходит на второй план. А как можно проверить работу педагога в воспитании? Да никак, этот результат скажется позже. «Личностью не рождаются, ею становятся» - процесс этот длительный и объёмный. «Всё в сфере художественного образования определяется отношением ученика и педагога (совесть, нравственность).

Тенденция изучения «полифонии» такова – она постигается как специфическая форма изложения, как склад, но она «полифония» пронизывает всю жизнь и всю музыку, ибо это качество любого многословия. Закроем глаза (шум машин, разговор людей, мяуканье кошки, стук молотка) – жизнь многоголосна, полифонична и, как доказывают многие замечательные педагоги – «обладает огромным развивающим потенциалом» (Барток: ребёнка, начинающего обучаться игре на фортепиано, следует                                     длительное время воспитывать на полифонии, на пинеарности»; Скребков: «Дух полифонии вообще лежит в основе музыкального искусства, в основе интонирования»).

Небольшой экскурс в историю поможет нам понять, хотя бы приблизительно на каком витке развития полифонии находится музыка (Экклезиаст: «Всё возвращается на круги своя и нет ничего нового под солнцем»)

9-11 век. Возникновение многоголосия начиналось в недрах народного музыкального творчества. В раннем многоголосии присутствовали и горизонталь и вертикаль. К основной мелодии присоединялся верхний голос, потом нижний, мелодия утолщалась октавами. Вершиной этого многоголосия был нотет (Франция – 12 в; 5-6 век григорианский хора строго одноголосен, эпоха возрождения).

Дирута Дж. Звучит Ричеркар – образец музыки, предшественник мотета, вершина которого в творчестве Баха (6 голосный) ричеркар – почти фуга)

Ричеркар: пьеса неинитационного письма для лютни и органа, дидактической направленности, обычно медленная, лишённая яркой методикоритмической выразительности, но способна и в вариациях (Шостакович): чем проще тема, тем интереснее вариации).

15-16 век. Высший расцвет полифонии. Мелодии тем более ярки их развитие усиливается наполненность, густой фактуры, вершина: творчество И.С.Баха.

Звучит фрагмент фуги Баха С-dur

17-18 век. Ещё Шуман сказал: «Различные эпохи и слышат различно» (Парфёнов)

                 Конен: «История музыки знает примеры поразительной глухоты людей одной эпохи к интонациям других поколений, где они господствовали.

В эпоху венских классиков основным является логика функциональных связей аккордов, тональностей (начало: «чуждо понятие аккорд»). Полифония, как склад уходит, но развитие идёт с традициями полифонического мышления, особенно в разработках сонат с их «пожаром драматизма» - скребков. В основном: простота гармоний, изысканность мелодий.

Звучит фрагмент сонаты Моцарта C-dur.

18-19 век. Время гармонического мышления не миновало, но усложняются гармонии, сгущается фактура, наполняется чувственностью.

Звучит фрагмент Шумана «Листок из альбома», Лядов фрагмент Вальса.

19-20 век. Минует время гармонического мышления, вся фактура полифонируется, альтерация (агрессивно), хроматизмы, утрированное усложнение гармонии, широкий диапазон фактуры.

Малер: «Для меня нет никакой гармонии, есть только контрапункт (полифония).

Звучит прелюдия Шостаковича C №1.

20-21 век. Где мы находимся на витке развития полифонии? Мы не знаем современную музыку. Где мы можем услышать симфонию или оперы Слонимского, Каспарова, Караманова, Губайлулиной, Десятникова? Возможно мы находимся на витке упрощения? Мартынов считает значимым музыку «До Баха и после Шостаковича и Стравинского». Это же утверждала в своё время Юдина, отказываясь играть романтиков и венских классиков.

Обучение музыки должно включать в себя и полифоническое и гамофонно – гармонические типы многоголосия. Все великие педагоги говорят об огромном развивающем значении полифонии. Но вот какой момент.

По конституции все имеют право на образование, в том числе и музыкальное. Но конституцию пишут люди, а таланты и способности распределяет Бог! И, как видим, далеко неравномерно и с каждым годом более скупо. (как утверждает композитор Мартынов: «Нет предпосылок для рождения Пушкина»).

Любое восприятие неразрывно связано с образным мышлением, поэтому очень важно: какие произведения слушает или играет ученик, какую эмоцию у него вызывает оно, каким развивающим потенциалом обладает, любит ли его сам педагог… Всё очень важно. Ведь мы воспитываем и эмоцию, и логическое начало. Нейгауз: «Эмоция и познание – копать туннель с двух концов».

Поговорим о методах восприятия полифонии. Мы живём в такое время и работаем школе, где нет подготовительной группы, где дети накапливают «музыкальный багаж качественной музыки». Чаще багаж детей это примитивные мелодии, простенькие, незатейливые, чаще с плохим текстом, а мы о полифонии. Поэтому мы используем методы (пути):

ü Слушание

ü Пение

ü Исполнение

Слушание: оно должно быть обязательно активным. Ребёнок должен в нём участвовать движением, жестом, ритмом, голосом, пением.

Чайковский «Марш деревянных солдатиков».

Картинка, образ, игрушка.
Ходьба под музыку – марш как жанр.
Звук барабана – хлопать, стучать карандашом.
Поговорить о барабане, картинка, ритм
м.б. – пунктирный ритм – хлопать («Я на солнышке», Где ещё? Прыг-скок)

Чайковский «Старинная французская».

Образ, стихи «Под вечер над рекой….» Минор-мажор.
Окраска, жест: Шатковский о теле, его участии.
Подголосок: «Посмотри на небо, как красиво» его играть

Л.Моцарт «Менуэт».

Образ, стихи Артболевской – интерес сразу fn p – чудесно, но лучше твёрдо-робко
Т.Смирнова: «Белеет парус одинокий»
Можно о менуэте, ритме, выучить «па» менуэта.
Почему так: «Время париков и кружевных манжет»
Прокофьев «Утро»: Какое время года?
Трезвучия: лев – пр: мажор-минор
Интервалика: счёт по-итальянски
Шатковский: впереди сольфеджио
Мясковский «Две фуги»
DmGm – работа с темой большая, регистры, окраска, образ, слова, картина, сколько раз проходит.

Алиев «Трудность многоголосия (полифония) не в пении, а в слышании».

Не стоит ждать пока мелодический слух достигнет совершенства. Пение 2-х голосия ускоряет и углубляет развитие музыкальной деятельности ученика, содействует более чистому интонированию и одноголосия (Островский: риспоста-уши). «Но они совсем не поют» - вскрикните вы! Конечно, много таких детей. Но возьмите каноны (Попляновой Г.А.) мелодические, речевые, прыжковые, тембровые, мимические: вот где фантазия).

«Речевые» - пользуются особой симпатией у ребят: текст в организованном ритме (навыки записи ритма).

Исполняем «Колыбельную» говорить: громко-тихо, высоко-низко, топать-хлопать, можно сочинить мелодию на ритм, стихи на ритм.
Кошки спят и мышки спят
Птички спят и рыбки спят
Спят слоны и зебры спят
И кроватки ждут ребят.
«ПАПА»: Шла с отцом я по дороге   
Так, что лишь мелькали ноги
Па-па (8)
Только как я не старалась
Позади отца осталась
Па-па (8)

КАБЫ ВЫРАСТИ (канон)                        ОБРАЗ: песня твоей мамы, бабушки,

Кабы вырасти скорей                                красный галстук, позиционная игра,

Чтоб шагать в отряде                                квинта-песенка, штрихи, октавы,

И читать, и рисовать,                                 педагог, ученик.

И писать в тетради

В красном галстуке ходить

Обещанью верной,

Пионеркой юной быть

Самою примерной.

Общеизвестно, что легче и проще всего воспринимается и воспроизводится мелодия стилистически привычная. Можно утверждать, что многоголосие большинством детей не усваивается (мелодия и фон) и возникает предпочтение произведении, где доминирует более или менее примитивная мелодия, но мы-то должны развивать детей, но этот процесс очень и очень длительный и постепенный. Естественность развития – очень важна, а у нас программы… А мы торопим, исправляем…

Сухомлинский ещё утверждал: «Не надо исправлять недостатки, надо выращивать достоинства…» Треки 52, 53, 54 Смирновой поём: «Две лягушки».

Исполнение: наша задача: искать произведения с развивающим потенциалом, любить это самим, суметь сыграть, суметь увлечь, заинтересовать и т.д.

Тюрк «Гамма»
подголосочная полифония-скале-школа
поиграть музыку с гаммами (Моцарт)
ученик-гамма
образ – ребёнок и дедушка.
Слова, педагог-ученик.
Столярский: «Гамма должна звучать, как концерт».

Гнесина Этюд А
имитационная полифония,
образ «Винни Пух и Пятачок», паузы.

Этюд С
контрастная полифония
ты и телевизор, альбертиевы басы, координация рук.

Всё определяется отношением ученика и педагога, особенно в системе художественного образования. Мы часто идём на компромиссы, из 2-х зол выбираем меньшее. «А бескомпромиссное воспитание штука злая и немыслимая» (Сухомлинский).

Поэтому надо в работе использовать все принципы (основы, правила) педагога:

ü Принцип синтеза: образ – знания, связь с другими видами искусства.

ü Принцип сотрудничества: советоваться, интересоваться.

ü Принцип контакта: если нет – не объясняйте.

ü Принцип повторения:

ü Принцип доступности: менять.

ü Принцип количества, принцип средства и цель: покаяние будешь петь, будешь человеком.

И помнить главное: воспитание личности и индивидуальности средствами музыки, в том числе и полифонии.

Принцип синтеза: с середины 19 века (только) произошло разделение труда: одни сочиняют, другие исполняют, третьи анализируют. Сейчас – учим воспроизведению нотного текста, уже готового. Как иностранный язык – читают, пишут, анализируют, а говорить – не умеют.

Сначала: говорить, читать, писать, родился – сразу читай. Нарушен естественный процесс. Чему учить – музыкальному языку… А потом воспроизведению текста. Должен быть донотный период, до инструментальный и инструментальный. Ум, душу и руки подготовить к практической деятельности.

Синтез искусств, наук, жизни – интеллект: поэзия, живопись, большая свобода в теории – слух – практика – слышать, знать, действовать!

Шатковский: в школе, инструмент расстроенный, заезженная пластинка, перекрикивание учителем дребезжания: вот экспозиция, вот…
Ученики бойко говорят о жанре, танце, марш невежды: агрессивно – бойко – критикующие.
«Привить любовь к музыке через говорение, как обедать по телефону».

Принцип соотношения цели и средств: воспитание – главная цель: индивидуальность, сила духа, ум, душа – это ядро личности.

Это часть целого, а средств – много (физика, философия, музыка), часто нарушается – главное – мой предмет.

Шат: хормейстер-методика.
«Если ты поёшь – ты человек» (поющие мерзавцы)
А Буладзе «покаяние» (Варлам Арабидзе – поёт чудесно, знает толк в живописи, читает сонеты Шекспира – но разве можно его назвать человеком?
Шост, Шопен – не пели.
Увлекать, зажечь, помочь стать умнее, добрее – но не делать «пупом земли».

Принцип сотрудничества: искренние и добрые отношения специальных музыкальных генов – нету (Моцарт, дети Шостаковича), но и игнорировать природу – нельзя.

Если бы всё зависело от воспитания – то и обезьяну, не подходить свысока: я всё знаю». Я всё знаю, думать, учить, ошибаться, сомневаться, искать, задавать вопросы, делать открытие.

Принцип контакта: настроить на волну восприятия, направить глаза в глаза, не его – бестолку объяснять.

Принцип повторения: но не монотонно-механическим – вносить элемент новизны! Главное – хорошо подготовиться к экзаменам, весь пар на гудок! (хочу закончить!) Концерт – праздник учить других – дети – будущие педагоги (родители), всё важное и нужное – нужно повторять.

Принцип количества: кто играет много – может играть и хорошо, но никто не будет играть хорошо, если играет мало.

Принцип доступности: по силам, педагогу нельзя быть сложным!

Лад: ладом называется совокупность звуков, которые на основе родства между ними, объединены в систему, имеющую тонику: звуковысотная система сопряжения тонов на основе их логического соподчинения называется ладом.

Лад – это система отношения ступеней используемого звукоряда, предопределяющая реализацию звучащих мелодических оборотов, формируемых живой музыкальной речью.


Просмотров: 977 | Добавил: oksanita | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Календарь
«  Июнь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Наш опрос
Почему ты пошел учиться в школу искусств?
Всего ответов: 9
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0